1. Если суд присудил супругу должника часть доли в компании или ООО, кому как привычнее, нужно ли согласие общего собрания участников компании для того, чтобы этот супруг стал партнером по бизнесу?
2. Является ли раздел имущества через суд сделкой?
3. Становится ли супруг участником компании автоматически по решению суда, если согласие собрания участников не получено?
4. Какие права получает супруг, если ему присуждена доля в компании, где продажа долей третьим лицам ограничена?
5. Что происходит, если другие участники компании отказываются передать права управления?
Видео по данной теме Вы можете посмотреть на нашем канале: https://youtube.com/@samchukdemyan?si=u4LJWk3t9i8ZsKai
Как показывает моя многолетняя практика, часто, параллельно с прохождением процедуры банкротства, у клиентов возникают и другие ситуации, как правило, сопутствующие банкротствам ситуации.
Именно об одной из таких, сопутствующих ситуаций, я и хочу поговорить сегодня с вами в этом выпуске. Поговорим о разделе бизнеса между супругами и другими совладельцами компании на примере реальной истории, возникшей в рамках процедуры банкротства бывшей супруги.
Итак, наш главный герой – предприниматель, совладелец компании с 50% процентной долей участия, у второго участника – 37,5%, и у третьего – 12,5%.
В конце 2016 года нашего главного героя признали банкротом, а в январе 2017-го он развелся с женой. Бывшая супруга подала в суд на раздел имущества, в том числе и 50% доли супруга в бизнесе.
Так может ли супруга претендовать на долю в бизнесе мужа после развода? Мой ответ – и да, и нет; и может претендовать по общим правилам, и не может претендовать, если для этого есть основания. А теперь подробнее.
По закону, все нажитое (приобретенное) в браке — это совместная собственность. Важно понимать, что общее имущество – это не только квартиры, дома, автомобили и другие крупные покупки за счет семейного бюджета. К общему имуществу относятся и личные доходы каждого супруга: и зарплата, и прибыль от бизнеса. При этом не имеет значения, на кого все это оформлено. При разводе все совместно нажитое имущество делится между супругами, как правило, поровну.
Итак, желание бывшей супруги получить долю в бизнесе мужа было очень даже законным и обоснованным. Но в этой истории было одно НО.
Совладельцы бизнеса были против, а один из партнеров выступил истцом в судах. Он возражал против раздела доли партнера по бизнесу, ведь для этого нужно было согласие остальных участников. Этот момент был предусмотрен в Уставе организации.
Однако арбитражный суд города Москвы, поддержанный арбитражным судом Московского округа, встал на сторону бывшей супруги - доли уставного капитала между супругами поделили поровну, по 25%. Затем бывшая супруга обратилась в налоговую службу, чтобы внести в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о себе, как участнике данной компании.
Это по-прежнему не устраивало одного из участника общества, и совладелец фирмы обратился в Верховный суд РФ с жалобой.
Он считал, что бывшая супруга его партнера по бизнесу, не являясь ранее участником общества, приобрела свою долю с нарушением порядка, потому что не получила согласие остальных участников ООО. Истец попросил вернуть компании долю, которая досталась бывшей жене его компаньона. Он обратил внимание на то, что по пункту действующего устава общества его участнику разрешается «продать или другим способом отчуждать свою долю только при согласии других участников».
Этот же аргумент он привел коллегии Верховного суда, хотя ранее три инстанции на сторону предпринимателя не встали. Суды свое решение объяснили тем, что в уставе компании сказано, что одобрение нужно только для сделки, а право на долю в обществе перешло к бывшей жене «на основании судебного акта». В уставе не сказано о том, как делить ДОЛИ в случае раздела имущества на основании судебного решения. А значит, одобрения не требовалось.
Но это не верно. Неважно, делят ли супруги имущество через соглашение или через суд, результат всегда один — общая собственность становится личной. Поэтому раздел имущества по суду всегда считается сделкой, последствия которого регулируются Гражданским кодексом РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью, а не Семейным кодексом, которой говорит о равенстве долей супругов.
Как мы можем убедиться, очень многое зависит о того, насколько тщательно и грамотно составлены договоры, прописан устав. Поэтому я всегда рекомендую подобные документы оформлять, только обратившись к грамотным специалистам.
Верховный суд РФ отменил решения всех судов и велел пересмотреть спор заново, так как переход доли после развода не влечет автоматически приобретение статуса участника общества. Когда супруг или супруга участника общества получает долю в компании при разделе имущества, они получают только имущественные права. Они не становятся участниками компании и не получают корпоративные права. И если другие участники общества будут против вхождения нового партнера в компанию, то супруг/супруга могут рассчитывать только на действительную (рыночную) стоимость это доли. И все.
Как можно избежать подобных трудностей при разделе имущества?
Обязательно прописывать все нюансы в уставе организации. Как правило, если в уставе есть положение о необходимости согласия других участников на вхождение супруга после развода, то в отсутствие такого согласия, можно предусмотреть выплату компенсации.
Также можно заключить брачный договор, в котором будет прописано, что из совместно нажитого имущества и в каком размере остается у того или иного супруга в случае развода. Брачный договор – это и есть исключение из правил, когда имущество при разводе не делится на равные части, а только так, как указано в самом брачном договоре.
Для того, чтобы оформить документы юридически грамотно, обращайтесь к специалистам ЮЭСКОМ. В нашей компании вы можете проконсультироваться и онлайн, независимо от того, в каком городе находитесь.
Автор: Демьян Самчук.